Государственное учреждение образования
“Нарочская средняя школа №2”

Минская область, Мядельский район

Главная
О школе
Родителям
Фотогалерея Контакты Электронное обращение

Фото дня

Официальные сайты

Инновационная деятельность

Общая информация

Календарный план реализации инновационного проекта на 2017/2018 учебный год

Календарный план реализации инновационного проекта на 2018/2019 учебный год

Календарный план реализации инновационного проекта на 2019/2020 учебный год

Краткая информация

Новости

Инновационный проект 

"Внедрение модели тьюторского сопровождения
исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования"

Сроки реализации: 2017 – 2020

 

Консультант:  

Семёнова Наталия Акимовна, методист высшей квалификационной категории отдела творческих методик обучения молодёжи  ГУО "Академия последипломного образования".

 

Руководитель проекта:

Криштафович Геннадий Викторович, директор государственного учреждения образования "Нарочская средняя школа №2".

 

Координатор инновационного проекта:

Сивакова Светлана Ивановна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения "Нарочская средняя школа №2".

 

Цель инновационного проекта: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровождения в процессе взаимодействия  учреждений общего среднего и высшего образования

Задачи: 

1.       Разработать и реализовать управленческие механизмы внедрения модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством создания и организации работы тьюторского клуба.

2. Обеспечить психолого-педагогические и материально-технические условия для проведения исследовательской деятельности учащимися.

3. Разработать индивидуальные программы исследовательской деятельности учащихся и обеспечить тьюторское сопровождение их реализации.

4. Повысить профессиональную компетентность педагогов посредством организации постоянно действующего семинара, исследовательской деятельности в рамках инновационного проекта, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.

5. Сформировать, обобщить и распространить эффективный инновационный опыт работы в массовую педагогическую практику.

 

 

 

 

 

width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500

 

width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500

width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500width=1500

Аналитическая информация по итогам работы первого года реализации проекта

 

Работа педагогов-участников инновационного проекта в течение учебного года была направлена на достижение цели и решение задач  инновационного проекта.

Реализация проекта в 2017/2018 учебном году осуществлялась согласно разработанной программе и календарному плану. В рамках реализации плана инновационной деятельности были проведены все запланированные мероприятия. Для их обеспечения использовались ресурсы учреждения образования.

В ходе реализации инновационного проекта разработана локальная документация, проведен анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов, установлено сотрудничество с УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка", что позволило решить задачу создания управленческого механизма и тьюторского клуба "Олимп"  из числа членов научного общества учащихся и учреждений высшего образования.

В состав тьюторского клуба вошли преподаватели УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка": кандидат филологических наук Сержант Н.Л., доцент кафедры естественно-научных дисциплин Свирид А.А., доцент кафедры географии и методики преподавания географии Андреева В.Л., заведующий кафедрой истории белорусских и славянских народов, кандидат исторических наук, доцент Великий А.Ф. Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся с привлечением ресурсов учреждения высшего образования позволило организовать более продуктивную, результативную работу по теме исследования, в частности при разработке индивидуальной образовательной программы и непосредственно при работе над исследованием. Учащиеся получали консультативную помощь при личном общении и при общении посредством сети Интернет от тьюторов из УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка".

С целью оказания  помощи педагогам в реализации инновационного проекта в 2017/2018 учебном году было организовано проведение:

- инструктивно-методического совещания с учителями по определению тематики индивидуальных образовательных маршрутов на 2017/2018 учебный год;

- педагогического  совета   "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога";

-  занятий постоянно действующего семинара.

Педагогами с тьюторской позицией проводились мини-исследования в рамках инновационного проекта, велась работа по накоплению методических материалов для организации системы тьюторского сопровождения в соответствии с темой исследования.

В ходе тьюторского сопровождения педагогами созданы условия для выявления, реализации и осмысления учащимися своего познавательного интереса. Выполнение плана сопровождения исследовательской деятельности учащихся и фиксация его результативности в дневниках в соответствии с критериальной базой инновационного проекта обеспечило планомерное развитие исследовательской деятельности учащихся и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Педагоги-тьюторы использовали различные формы работы с тьюторантами: тьюториалы, семинары (Романькова Е.М., Ковалева Р.Р.), тренинги, занятия по подготовке к олимпиадам по учебному предмету (Радевич В.Ф., Романькова Е.М.), индивидуальные и групповые консультации, включение в различные виды публичных презентаций (исследовательские конкурсы и конференции, предметные недели и др. (Прокоп Т.В., Романькова Е.М., Ковалева Р.Р., Радевич В.Ф.).

Обязательным фактором в реализации инновационного проекта стало обеспечение психолого-педагогического сопровождения  учащихся в процессе движения по индивидуальной образовательной программе, которое осуществлялось педагогом-психологом учреждения образования Е.В.Корытько . В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности проведена психодиагностика индивидуальных особенностей учащихся-тьюторантов, значимых в процессе их движения по индивидуальной образовательной программе (сентябрь, март), тестирование, анкетирование, консультации и занятия с элементами тренинга.

Исследование проводилось по следующим направлениям:

мотивация учащихся к исследовательской деятельности (Диагностика структуры учебной мотивации (М.В. Матюхина));

мотивация учащихся к исследовательской деятельности, культура исследовательской деятельности учащихся (Анкета "Диагностика мотивов исследовательской деятельности".);

культура исследовательской деятельности учащихся (Тест "Самооценка" (Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480));

способность к генерированию новых идей (Методика "Креативность личности" Д. Джонсона);

изучение удовлетворения образовательных запросов учащихся (Анкета "Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения").

В исследовании приняло участие 6 учащихся.

В рамках психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы с учащимися-тьюторантами проведены:

- 4 тренинговых занятий из цикла "Формула успеха" с целью развития у тьюторантов познавательной сферы, стрессоустойчивости, уверенности в себе для развития коммуникативных умений, направленных на расширение возможностей установления контакта, развитие способности к эмпатии, навыков эффективного слушания и убедительной речи, профессионального становления.

В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся-тьюторантов педагогом-психологом сформирован банк форм и методов работы с учащимися, в который включены психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей учащихся.

В 2017/2018 учебном году проводилась  просветительская  работа с родителями учащихся-тюторантов: групповые консультации "На пути к профессиональному становлению" (октябрь  2017г.), "Какие трудности испытывает учащийся при изучении учебных предметов на повышенном уровне" (ноябрь 2017г.), "Развитие стрессоустойчивости как способ психологической поддержки одаренного ребенка" (декабрь 2017г.).

Педагогами-тьюторами совместно с педагогом-психологом, учащимися и их родителями на основе проведенных диагностик, анкетирования и собеседований были разработаны индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся, которые нашли своё отражение в индивидуальных образовательных программах учащихся. 

На протяжении 2017/2018 учебного года проводилось индивидуальное консультирование родителей учащихся по интересующим их вопросам, что позволило обеспечить  взаимодействие тьютора с близкими людьми учащегося-тьюторанта, оказывающими влияние на его психологический комфорт.

Просвещение родителей  позволило включить их в инновационную работу, способствовало созданию поддерживающей среды в семьях учащихся-тьюторантов.

Следует отметить, что мероприятия плана и программы инновационного проекта на 2017/2018 учебный год были реализованы в полном объеме. В связи с этим можно говорить о сбалансированности реализованных мероприятий в соотношении с целями и задачами этапов программы.

Календарный план инновационной деятельности на 2017/2018 учебный год выполнен. Проведенные мероприятия спрогнозировали положительный результат по всем показателям в соответствии с поставленными задачами.

 

 

Аналитическая информация по итогам второго года реализации инновационного проекта

 

Реализация проекта в 2018/2019 учебном году осуществлялась согласно разработанной комплексно-целевой программе и календарному плану. Использование ресурсов учреждения образования и сотрудничество с учреждениями высшего образования позволило реализовать все запланированные мероприятия.

В ходе реализации инновационного проекта разработана локальная документация, проведен анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов, продолжено сотрудничество с преподавателями УО "БГПУ им. М.Танка", установлено сотрудничество с преподавателями УО "БГУФК", УО "БГУ", что позволило решить задачу создания управленческого механизма, организации и продуктивной работы тьюторского клуба "Олимп" из числа членов научного общества учащихся и преподавателей учреждений высшего образования. В состав тьюторского клуба вошли преподаватели УО "БГПУ им. М.Танка": кандидат филологических наук, доцент Сержант Н.Л., доцент кафедры общей биологии и ботаники Свирид А.А., заведующий кафедрой белорусской и зарубежной литературы, кандидат филологических наук, доцент Говзич И.Н., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и методики преподавания физики Саечников К.А.; УО "БГУФК": заведующий кафедрой непрерывного образования в спорте и туризме, кандидат географических наук Озем Г.З.; УО "БГУ": кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Белоруссии древнего времени и средних веков Любый А.В. При участии тьюторов из учреждений высшего образования в инновационном проекте были разработаны индивидуальные образовательные программы и индивидуальные программы исследовательской деятельности. Тьюторы были  определены в соответствии с направлениями исследований тьюторантов, что позволило обеспечить качественное сопровождение исследовательской деятельности посредством индивидуальных тьюторских консультаций.  

С целью оказания  помощи педагогам в реализации инновационного проекта в 2018/2019 учебном году было организовано проведение: инструктивно-методического совещания с учителями по определению тематики индивидуальных образовательных маршрутов на 2018/2019 учебный год; педагогического  совета  "Компетентностный подход в образовании – модный термин или требование времени, возможность повышения уровня качества образования"; совещание при директоре "О выполнении Календарного плана реализации инновационного проекта"; занятий постоянно действующего семинара.

Педагогами с тьюторской позицией проводились мини-исследования в рамках инновационного проекта, велась работа по накоплению методических материалов для организации системы тьюторского сопровождения в соответствии с темой исследования.

В ходе тьюторского сопровождения педагогами созданы условия для выявления, реализации и осмысления учащимися своего познавательного интереса. Выполнение плана сопровождения исследовательской деятельности учащихся и фиксация его результативности в дневниках в соответствии с критериальной базой инновационного проекта обеспечило планомерное развитие исследовательской деятельности учащихся и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Обязательным фактором в реализации инновационного проекта стало обеспечение психолого-педагогического сопровождения  учащихся в процессе движения по индивидуальной образовательной программе. В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности проведены психодиагностика индивидуальных особенностей учащихся-тьюторантов, значимых в процессе их движения по индивидуальной образовательной программе (сентябрь, март) по различным направлениям, тестирование, анкетирование, консультации и занятия с элементами тренинга. Исследование учащихся-тьюторантов позволило отследить динамику уровня развития культуры их исследовательской деятельности. В рамках психолого-профилактической и коррекционно-развивающей работы с учащимися-тьюторантами проведены тренинговые занятия из цикла "Формула успеха" с целью развития у тьюторантов познавательной сферы, стрессоустойчивости, уверенности в себе для развития коммуникативных умений, направленных на расширение возможностей установления контакта, развитие способности к эмпатии, навыков эффективного слушания и убедительной речи, профессионального становления.

В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся-тьюторантов педагогом-психологом сформирован банк форм и методов работы с учащимися, в который включены психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей учащихся.

На протяжении 2018/2019 учебного года с законными представителями учащихся-тюторантов проводилась просветительская  работа (групповые консультации "На пути к профессиональному становлению", "Какие трудности испытывает учащийся при изучении учебных предметов на повышенном уровне", "Развитие стрессоустойчивости как способ психологической поддержки одаренного ребенка"), осуществлялось их индивидуальное консультирование по интересующим вопросам, что позволило обеспечить  взаимодействие тьютора с близкими людьми учащегося-тьюторанта, оказывающими влияние на его психологический комфорт. Просвещение законных представителей  позволило включить их в инновационную работу, способствовало созданию поддерживающей среды в семьях учащихся-тьюторантов.

Педагогами-тьюторами совместно с педагогом-психологом на основе проведенных диагностик, анкетирования и собеседований были разработаны индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся, которые нашли своё отражение в индивидуальных образовательных программах учащихся, что позволило создать благоприятный морально-психологический климат для каждого тьюторанта.

Следует отметить, что мероприятия плана и программы инновационного проекта на 2018/2019 учебный год были реализованы в полном объеме. В связи с этим можно говорить о сбалансированности реализованных мероприятий в соотношении с целями и задачами этапов программы. Календарный план инновационной деятельности на 2018/2019 учебный год выполнен. Проведенные мероприятия спрогнозировали положительный результат по всем показателям в соответствии с поставленными задачами.

Анализ деятельности по реализации инновационного проекта «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования» в 2018/2019 учебном году позволяет сделать следующие выводы: в учреждении образования созданы условия для эффективной реализации инновационного проекта; организация деятельности тьюторского клуба,  психолого-педагогическое сопровождение  помогли в социализации, освоении исследовательской деятельности, учебного и дополнительного материала, обеспечили повышение результатов участия в различного уровня олимпиадах, конкурсах;  расширены научно-методологические основы организации образовательного процесса за счёт раскрытия сущности технологии тьюторского сопровождения учащихся; наблюдался рост профессионального уровня педагогов, участников проекта, через освоение и внедрение модели сопровождения исследовательской деятельности учащихся;  создана система тьюторского сопровождения учащихся как способа индивидуализации образовательного процесса. 

Дальнейшая работа по реализации инновационного проекта позволит: дополнить модель тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования новыми компонентами и содержанием; совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения тьюторантов; педагогам-тьюторам совершенствовать свой профессиональный уровень через исследование возможностей тьюторского сопровождения, что даст возможность повысить качество образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся  и трансляцию положительного педагогического опыта; учащимся, участникам инновационного проекта, совершенствовать навыки, умения анализировать свою деятельность, планировать будущее, делать обоснованный выбор, что особенно важно для учащихся выпускного  класса.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности продолжения работы по реализации инновационного проекта в 2019/2020 учебном году.

 

 

 

 

Новости

 

05 сентября 2018 прошло семинарское занятие с участниками инновационной деятельности. Тема "Изучение инновационного проекта "Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования" в 2018/2019 учебном году (цели, задачи, сущность, конечная цель: переход учащихся на тьюторскую форму в обучении)"

Тьютор должен побуждать учащегося к самообразованию, направлять и контролировать этот процесс. Здесь важно то, чтобы все задания выполнялись с охотой, ведь результаты выполнения не останутся без внимания, без поощрения. А когда у ребенка получается что-то хорошо, он стремится сделать это ещё лучше. Тьютор может подсказать учащемуся, ответить на интересующие вопросы, организовать его самостоятельную работу. Тьютор не дает готовых ответов, а лишь помогает учащемуся самому их найти. Конечно, это должны быть не только какие-то теоретические задания повышенной сложности, но и работы требующие исследовательской практической деятельности. Необходимо найти индивидуальный подход к учащемуся, разработать индивидуальную программу обучения.

 

12 сентября проведено собеседование по темам исследования с педагогами-участниками инновационного проекта по темам индивидуальных исследований. спланирована работа по темам исследования.

19 сентября 2018 поведен установочный семинар для членов тьюторского клуба.

Сентябрь 2018. Продолжено сотрудничество, начатое в ноябре 2017 года с учреждением образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка". Данное сотрудничество направлено на совместную деятельность учреждений образования, для создания благоприятных условий по развитию творческого и интеллектуального потенциала учащихся, их профессиональной ориентации, совершенствования работы с одаренными детьми, при организации исследовательской деятельности. В 2018/2019 учебном году запланировано проведение семинаров, консультаций, тренингов, тьюториалов посредством взаимопосещений, а также в режиме on-line, посещение общеуниверситетских мероприятий, олимпиад, студенческих научно-исследовательских лабораторий. Так же установлено сотрудничество с преподавателем УО "Белорусский государственный институт физической культуры" и УО "Белорусский государственный университет".

 

03 октября 2018. Прошел методический практикум по ведению дневника учителя, участника ИД для вновь включенных в проект педагогов. Педагоги изучили требования к ведению дневника, поделились своим опытом, мнением.

 

10 октября 2018. Проведен тьюториал для участников инновационной деятельности "Диагностика образовательного и личностного запроса учащегося, его интересов, склонностей. Составление образа желаемого будущего".Данное мероприятие такжепозволилоактивизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать проявление творческих способностей, помогло получить объективную информацию для составления индивидуальной образовательной программы учащихся.

 

Ноябрь 2018. Проведены индивидуальные тьюторские консультации учащихся с тьюторами из учреждений высшего образования по подготовке к участию в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, в научно-практических студенческих конференциях.

 

26 декабря 2018. Педагогический совет "Компетентностный подход в образовании – модный термин или требование времени, возможность повышения уровня качества образования?". Обсуждены вопросы компетентностного подхода в образовании, в том числе через проектно-исследовательскую  деятельность.

 

10 января 2019. Прошел семинар по теме "Технологии тьюторского сопровождения и организации исследовательской деятельности учащихся(организация проведения миниисследований участниками инновационной деятельности)". Семинар прошел продуктивно. Педагоги-тьюторы получили ответы на интересующие их вопросы. Спланирована работа по теме мини исследования для новых участников инновационного проекта. Использовался прием "Равный обучает равного".

 

Январь 2019. Проведены индивидуальные тьюторские консультации учащихся с тьюторами из учреждений высшего образования по подготовке к участию в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, в научно-практических студенческих конференциях в режиме on-line.

 

 

5 февраля 2019. Проведен тьюториал для участников инновационной деятельности "Технология проектирования".Освещены вопросы: современные подходы к организации проектной деятельности;особенности организации и проведения проектного занятия как одного из видов учебно-исследовательской деятельности; методика применения проектной технологии и написания научно-исследовательской работы. Систематизирована  информация о формах представления результатов проектной деятельности учащихся. Получен ответ на вопрос чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности.

 

Февраль 2019. Проведены индивидуальные тьюторские консультации учащихся с тьюторами из учреждений высшего образования по подготовке к участию в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, в научно-практических студенческих конференциях.

 

Март 2019. Проведены индивидуальные тьюторские консультации учащихся с тьюторами из учреждений высшего образования по подготовке к участию в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, в научно-практических студенческих конференциях.