Государственное учреждение образования
“Нарочская средняя школа №2”

Минская область, Мядельский район

Главная
О школе
Родителям
Фотогалерея Контакты Электронное обращение

Путешествие в природу

 

Авторы-составители: Шапетько Алексей Александрович, Кравчонок Людмила Степановна                                                                          

Тип экскурсии: :  природоведческая, автобусно-пешеходная

Протяженность маршрута: 100 км.

Продолжительность экскурсии: 5  академических  часов

                                непосредственного ведения 4 часа академических                         

                                сопровождения 1 час.

 

Состав группы: массовая аудитория

 

Содержание экскурсии:

1.                 экскурсия  знакомит  с особенностями  природы  Нарочанского края;

2.                 по маршруту экскурсанты получают информацию о населенных пунктах и объектах, встречающихся  на пути (д. Нарочь, д. Константиново, д. Комарово, д. Ольшево)

 

Цель экскурсии:

1.                 воспитывать любовь к родине и родному краю;

2.                 воспитывать бережное отношение к природе;

3.                 способствовать развитию наблюдательности, воображения;

4.                 способствовать эстетическому воспитанию, умению видеть прекрасное в окружающей природе.

 

 

Задачи экскурсии:

1.                 осмотр, изучение  ландшафта, флоры, фауны, рек, озер, различных предметов и явлений природы Белорусского Поозерья;

2.                 показать роль и значение природы, окружающей среды в жизни человека;

3.                 воспитывая любовь и бережное отношение к природе,  способствовать тому, чтобы каждый экскурсант был активным и сознательным участником мероприятий по сохранению природы;

4.                 воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой край – один из интереснейших уголков природы Белорусского Поозерья.

 

Маршрут экскурсии:  

место встречи с группой (к.п. Нарочь) – д. Нарочь – шоссе Вильнюс – Полоцк (Р 45)  -  д. Константиново – д. Комарово – д. Ольшево – стоянка автотранспорта у центрального входа  на экологическую тропу природного комплекса "Голубые озера" - пешеходная часть  экскурсии (4 км.) - к.п. Нарочь (место встречи с группой).

 

Особенности методики проведения природоведческой экскурсии:

 

1.                 особенности методики показа – показ объектов в их природной среде,  экскурсионными объектами являются предметы и явления природы, не являясь обычным наглядным пособием, принесенным на лекции или на урок;

2.                 экскурсоводу необходимо не только обладать глубокими и разносторонними знаниями, но также умело и логично связать и объединить их вокруг общей, единой темы и цели экскурсии;

3.                 экскурсоводу необходимо уметь выбрать для показа самые удобные и живописные точки, продумать, как наиболее красочно и точно  описать объект или явление природы, чтобы вызвать у экскурсантов интерес и желание оберегать увиденную красоту;

4.                 учитывая, что данная экскурсия строго тематическая (точнее природоведческая), в ней должны быть четко определены объекты показа – это природа края, лесные массивы, заповедная природная зона, ландшафты, рельеф местности, реки, озера, отдельные породы деревьев и кустарников, редкие растения;

5.                 как и в любой загородной экскурсии, здесь встречаются объекты, не связанные с темой, о них надо дать краткую справку, чтобы не возникало вопроса – что это?

6.                 особенность природоведческих экскурсий в том, что местом ее проведения является природа и сами экскурсанты вступают с ней в непосредственный контакт;

7.                 экскурсовод должен сам любить природу, умело, точно передавать это чувство экскурсантам;

8.                 особенности показа этой экскурсии объясняются самими объектами природы, правильным выбором места показа (мостик через реку Страча, озовая гряда, панорама, открывающаяся с "Лысой горы" и т.д.)

9.                 отличительная особенность методики показа объекта природы состоит еще и в том, что источником знаний, источником информации здесь является сам объект, а не события, произошедшие на его месте;

10.            экскурсовод должен умело подвести экскурсантов к выводам, что в природе ничего не существует обособленно, все ее элементы взаимообусловлены, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному виду животных или растений, немедленно вызывает изменение условий жизни для других. Поэтому не следует нарушать сложившееся в природе равновесие.

 

Общие организационные указания:

 

1.                 предупреждать, особенно детей, о правилах поведения; при выходе из автобуса, а затем посадке в автобус, о соблюдении правил безопасности;

2.                 четко указывать место и время сбора группы;

3.                 при возвращении к месту приема группы напомнить: не забывать вещи в автобусе и проследить за этим;

4.                 не приступать к проведению экскурсии, не установив полного внимания в группе.

 

Экскурсия "Путешествие в природу" (природный комплекс "Голубые озера") создана на основе показа экскурсионных объектов в их естественной природной среде. Обязательным условием данного маршрута является то, что экскурсанты вступают в непосредственный контакт с природой. 

         Весь материал подается в эколого-природоведческом аспекте, используется достаточно много интересного и легко запоминающегося материала, который полезен в повседневной жизни.  

Во время проведения экскурсии раскрывается тема экологических проблем нашей планеты и стратегии человечества по сохранению природных богатств.  одается философская мысль о том, что природа является первоосновой всякой красоты и величия.  Подробно дается общая характеристика Национального парка "Нарочанский", его цели, задачи и функциональные зоны. 

В путевой информации  научно обоснованно  представлен материал о ландшафтах Белорусского Поозерья, особенно исчерпывающе описаны  озерные экосистемы и лесные угодья Национального парка "Нарочанский". Также представлена подробная справочная  информация о  населенных пунктах, находящихся на маршруте экскурсии (д. Нарочь, д. Комарово, д. Ольшево), которые не относятся непосредственно к теме экскурсии, но привлекают внимание экскурсантов.

Ключевой темой экскурсии стало описание природных объектов экологической тропы "Голубые озера". Маршрут тропы является как бы лабораторией для естествоиспытателей-экскурсантов.

По ходу экскурсии экскурсоводом  раскрываются основы гидроэкологии Болдукской группы озер, выявляется и изучается характерная для данной местности флора и фауна, в то же время теория тесно переплетается с конкретными природными объектами,  предназначенными для осмотра экскурсантами.

Для характеристики редких и охраняемых видов растений, встречающихся на территории природного комплекса "Голубые озёра", авторами подготовлен подробнейший портфель экскурсовода с полным перечнем и изображениями этих растений.

 В заключительной части даются не просто итоги экскурсии, а  экскурсантов подводят к выводам, что необходимо уважительное отношение к природе и невмешательство в ее процессы.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

 

 

Маршрут

экскурсии

Остановки

Объекты показа

Продолж.

экскурсии 

Наименование  подтем

и перечень основных вопросов 

Организационные указания

 

Методические

указания 

1

2

3

4

5

6

7

От места приема группы

По ходу движения автобуса

 

5

 

 

 

 

10

Вступление к теме. "Природа является первоосновой всякой красоты и величия…"

 

Национальный парк "Нарочанский"заповедный уголок  Белорусского Поозерья. 

Цели и основные задачи создания национальных парков.

Создание национальных парков в Беларуси, их значение.  

 

Природа – среда проживания человека, источник энергетических и сырьевых ресурсов.  

Охрана природы – одна из важнейших задач государства и каждого человека.

 

Вступление закончить до подъезда к первому объекту.  

С помощью вступления устанавливается эмоционально-психологический контакт с группой,  экскурсанты настраиваются на восприятие экскурсии. Вступление должно быть кратким и лаконичным, не утомлять экскурсантов.  

Рекомендуется  в рассказе использовать цитаты известных писателей и поэтов о природе и ее значении  для человека (К. Паустовский, Л. Леонов, С. Есенин)

д. Нарочь

По ходу движения автобуса.

Панорама населенного пункта, центральная площадь, архитектурные объекты.

5

д. Нарочь – бывшее местечко на перекрестке дорог.

 

Дать краткую справку о населенном пункте, обратить внимание на архитектурные объекты в центре деревни, мимо которых  проходит маршрут.

д. Нарочь – д. Швакшты.

Проездом

 

5

В краю  озерном.

Озера, как неотъемлемая часть земной  поверхности. Как и когда образовались озера.

Озера Национального парка "Нарочанский".

Рассказ вести по ходу движения автобуса.

Дать краткую характеристику озер Беларуси.

Используя прием описания 

и беседы, показать

разнообразие и красоту природы нашего края.

д. Швакшты - Глубокий ручей

 

По ходу движения автобуса

 

5

История формирования флоры Белорусского Поозерья.  

Видовое разнообразие Националь-ного парка "Нарочанский".

 

Рассказ вести по ходу движения автобуса

Использовать методический прием характеристики, кратко рассказать о формировании флоры Нарочанского края. Подчеркнуть значение растений в жизни человека.

Глубокий ручей –

д. Комарово

Проездом

Придорожный  лесной массив.

15

"В лесу есть все, что нужно для человека…"

 

Леса – легкие земли.  

Лес и здоровье человека. Лес – хранитель воды. Роль леса в очистке воздуха.  

 

Сосна – лесная царица. Особые свойства сосны. 

 

Ель – символ вечности.

 

Лиственные породы наших лесов.

 

Обратить внимание на скорость движения автобуса.

Обратить внимание на породный состав леса, который растет вдоль дороги. Использовать  приемы описания и характеристики. Подчеркнуть значение леса в жизни человека.  

Рассказать о преобладающих в Нарочанских лесах породах деревьев.  Например, показать произрастающие вдоль дорог  ель или еловый лес, объяснить, почему еловые леса называют "темнолесье", используя прием сравнения, показать роль разных пород деревьев в очищении воздуха. 

 

По ходу движения автобуса

Панорама

д. Константиново, костел

 

3

д. Константиново -  бывшая Слободка (историческая справка)

Предупредить водителя снизить скорость.

Дать экскурсионную справку о д. Константиново.

 

 

Остановка без выхода

Панорама

д. Комарово, усадьба, старинный парк.

 

3

Усадьба графа Старжинского.

Ольшевский валун.

Рассказ вести на остановке без выхода из автобуса

Дать экскурсионную справку о населенном пункте.

Показать панораму усадьбы, хорошо сохранившиеся хозяйственные постройки, рассказать о начавшихся преобразованиях усадебно-паркового комплекса.

Обратить внимание на каменные ворота усадьбы – история их появления в Комарово.  

д.Комарово –

д. Ольшево

 

 

10

Ландшафты родного края.

 

Рассказ вести по ходу движения автобуса.

Логический переход: лес - это украшение и богатство нашей республики. Разнообразие природы, ее растительного и животного мира сохраняется  и умножается. Для этих целей создаются заповедники, заказники, охраняемые объекты природы.  Обратить внимание на пейзаж, ландшафт местности, отдельные элементы ландшафта, объяснить, почему здесь было решено (1972 г) создать ландшафтно-гидрологический заказник Голубые озера. 

 

Остановка без выхода

Панорама

д. Ольшево, усадьба, старинный парк.

 

4

Бывшая усадьба Хоминских в д. Ольшево (справочный материал).

Показать панораму д. Ольшево

 

Дать экскурсионную справку о населенном пункте и усадьбе.

Автостоянка у входа на территорию природного комплекса "Голубые озёра".

У карты-схемы
Карта-схема

 

10

 

Природный комплекс "Голубые озера"- удивительный  уголок природы нашего края.

 

Поэты и писатели о красоте природы.

Автобус поставить на стоянке.

Группа выходит из автобуса и останавливается у карты-схемы. Далее группу по тропинке  провести к р. Страча.

Дать описание  природного комплекса.

Использовать методический прием - характеристики. Рассказать о значении

сохранения уникальных  уголков природы.

Процитировать стихотворение С. Смирнова.

Экскурсия  начинается у картосхемы и информацио-нных щитов у входных ворот.  Далее тропа спускается к пойме реки Страча. 

Перед мостиком через р. Страча
Пойма р. Страча

 

10

 

Бассейн реки Страча – территория расположения природного комплекса "Голубые озера"

Группу расположить на берегу реки у входа на мостик.

Дать описание реки и озер, расположенных в ее бассейне. Уточнить, какие из них туристы увидят на маршруте.

Через пешеходный мостик и далее вдоль изгиба реки тропинка приводит к лесу, где начинается плавный подъём на озовую гряду.  

На озовой гряде
Гряда, река, озеро, перепады высот.

 

15

 

Ландшафты, реликтовый водно-ледниковый рельеф.

 

 

Группу расположить на самом узком участке гряды, чтобы были видны река и озеро.

 

 

Используя прием характеристики, рассказать о формировании и происхождения рельефа территории.

С гребня гряды прекрасно просматривается каньоноподобная  долина реки Страча и заболоченные берега озера Мёртвое. 

 

Экологи-ческая тропа проходит по обширной ландышевой поляне.  

 

"Ландышевая поляна", "галерея" растений, занесённых в Красную книгу Беларуси.
 

15

Флора природного комплекса.

 

Красная книга Беларуси и ее значение в охране природы. История ее создания. 

 

Редкие растения, занесенные в    Красную книгу и встречающиеся на территории  комплекса.

 

Подлесок: кустарники (можжевельник, вереск и т.д.), полукустарники (черничники, брусничники и др.).

Мхи и лишайники – показатель чистоты воздуха.

 

Группу расположить на остановке со скамейками, таким образом, предоставив возможность присесть и отдохнуть тем, кто устал после длительного перехода.

При рассказе использовать наглядные материалы (информационные щиты с изображением редких растений, встречающихся  на территории природного комплекса). Использовать портфель экскурсовода – наглядный материал о растениях, занесенных в Красную книгу.

Рассказать легенды о

растениях (вереск, ландыш…)

После небольшого подъёма тропа выходит к импровизированной подкормоч-ной площадке. 

У подкормочных площадок.
Подкормочные площадки

 

10

 

Забота  человека  о  лесных

обитателях.

 

Животный мир леса.

Пернатые обитатели леса.  Млекопитающие и пресмыкающиеся.

 

 

Показать, расположенные слева, подкормочные площадки и объяснить их назначение.

Используя прием описания и характеристики, рассказать об обитателях белорусских лесов, показать фотографии птиц и зверей, рекомендуется использовать научные данные информационных щитов, установленных на тропе.

Смотровая площадка "Лысой горы" 

 

На вершине холма.

 

Озера Глубелька, Глубля, панорама лесных массивов

 

20

 

Изумрудная гладь белорусских озер.

Легенды "Голубых озер"

Группа выходит на вершину холма, затем поднимается на смотровые вышки. Предоставить возможность всем желающим сделать фотоснимки.

Использовать прием панорамного показа – со смотровой площадки показать открывающуюся панораму лесных массивов, озеро, остров. Здесь же можно рассказать одну из легенд.

Тропа круто ведёт вниз по деревянной лестнице к месту отдыха "Лысая гора", и далее к озёру  Глубелька.

 

Протока между озерами Глубля и Глубелька

 

озеро Глубелька, беседка на воде, деревянная скульптура "бобры"

 

17

 

Озеро Глубелька и его особенности.

Отложение сапропелей на дне озера.

 

Обитатели водоемов (бобр, выдра…).

Группу провести в беседку, откуда просматривается акватория озера и хорошо виден остров, и там вести рассказ.

Подчеркнуть особенности озера Глубелька: сердцевидная  котловина, глубины, цвет воды…

Обратить внимание экскурсантов на поврежденные бобрами деревья и рассказать об этих обитателях "Голубых озер".

 

 

 

 

10

Предоставить экскурсантам непродолжительное время для отдыха и самостоятельного осмотра. 

 

 

Экологи-ческая тропа вдоль озера Глубля выходит к месту отдыха "Ольшевский пляж".

 

 

 

На берегу у  стоянки туристов.

 

Оз. Глубля, окружающий ландшафт.

 

18

 

Озеро Глубля – бирюзовая гладь воды, светлые карбонатные отложения.

Минерализация воды в озерах природного комплекса.

 

Дары леса.

Особенности и богатства леса. Грибы, лечебные свойства леса. Значение леса в  хозяйственной деятельности человека.

 

 

 

Группу расположить на самом берегу озера  рядом с туристской стоянкой.

 

Дать характеристику озера: цвет воды, площадь, светлые карбонатные отложения…

В самых ранних письменных памятниках человеческой культуры можно встретить указания об использовании растений в качестве источников питания, с техническими целями, для лечения различных  болезней.

 

По узкой лощине между высоких холмов – к озеру Мёртвое.

На берегу озера Мертвое
Озеро Мертвое

 

15

"Там чудеса, там  Леший бродит ...".

 

Загадки водяного царства. 

 

Растения хищники (росянка, альдрованда, пузырчатка…).

 

Микроклимат территории.

 

 

 

Группу разместить  полукругом на тропинке у озера на расстоянии 4-5 метров от берега. Предупредить, что берега заболоченные и подходить к воде опасно.

Использовать приемы  панорамного показа и характеристики. Дать объяснение названия озера. Рассказать легенду. Дать описания редких растений, встречающихся в заболоченной озерной котловине. 

Подъём от оз. Мёртвое на озовую гряду, где знакомая экскурсантам тропинка приводит к  началу маршрута.

 

 
 

20

 

Поднявшись из ложбины на гряду, кольцевая часть маршрута замыкается и далее по знакомому участку маршрута группа возвращается к стоянке автобуса.

 

 

 

 

10

Заключение.

 Подвести итог экскурсии.

Ответить на вопросы.

После посещения данной экскурсии у туристов  должно сформироваться  достаточно полное представление  о флоре и фауне  нашего края. Экскурсанты  узнали о роли Национального парка "Нарочанский" в деле охраны природы, ее естественных богатств и редких видов растений и животных.

Туристы увидели великую силу природы, а также и ее хрупкость. Они поймут необходимость  уважительного к ней отношения  и невмешательства в ее процессы. Надеемся, что после участия в нашей экскурсии у многих людей сформируется любовь к родной природе и в дальнейшем они будут увлекаться экологическим  туризмом.

Подвести итог экскурсии, когда группа вернется в автобус.

Дать экскурсионную справку о наиболее интересных природных объектах района, которые не вошли в маршрут экскурсии.

 

 

 

 

 

Итого:

225+10