Государственное учреждение образования
“Нарочская средняя школа №2”

Минская область, Мядельский район

Главная
О школе
Родителям
Фотогалерея Контакты Электронное обращение

Проблемы насилия в семье

 

 

width=1500

 

Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Ученые считают, теоретически не существует ни одного ребенка, который хотя бы раз не подвергся насилию того или иного рода. Такой вывод был сделан специалистами на основании следующих данных: с домашней тиранией, семейными скандалами и разводами встречается треть всех детей, с детской дедовщиной и жестокостью – каждый пятый ребенок, а каждый десятый страдает от насилия иных взрослых знакомых и незнакомых.

По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь только за первые полгода в 2004году в Беларуси жертвами преступлений стали 4,3 тысячи детей (из которых более 600 в возрасте до 12 лет), убиты 58 несовершеннолетних 12 лет) и от умышленного нанесения тяжких телесных повреждений – 67 детей (7 в возрасте до 12 лет).

Не удивительно, что Комитет ООН по правам ребенка, начиная с 2000 года, практически всем государствам-участникам по итогам защиты национальных докладов рекомендует исследовать в своей стране проблему распространения насилия и возможностей его преодоления.

 

Виды и формы насилия над детьми

 

 
 

   

width=212 

 Н.Ю. Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, наличие одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

– нанесение физических повреждений;

– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.

К эмоциональному насилию Н.Ю. Синягина относит:

– открытое неприятие и постоянную критику ребенка, вербальные угрозы в его адрес;

– оскорбления и унижение достоинства ребенка;

– преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка;

– предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

– ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

– однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

Ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетнего

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.

Формирование чувства безопасности у жертв насилия

width=300

Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 "Инструкции…" представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.

Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят а) педагоги учреждения образования, б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), в) инспектор по делам несовершеннолетних, г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по форме, приведенной в приложении 2 "Инструкции…" и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 "Инструкции…", возможно также составление плана работы с родителями, форма которого приведена в приложении 3.

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде: привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности; лишения прав на ребенка; помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

Что касается детей – жертв насилия, то в настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, создаются кризисные центры для пострадавших от жестокого обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.

Кроме того, достаточно действенной мерой по обеспечению безопасности несовершеннолетних в общественных местах является проведение специализированных рейдов "Семья", "Подросток" и др. В соответствии с Законом РБ "О милиции" рейды осуществляются сотрудниками органов внутренних дел, а социальный педагог может принимать участие в этих мероприятиях, что позволит ему обладать более полной информацией о ситуации для использования сведений в целях защиты и помощи несовершеннолетним.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

 

 
 

 

width=495 

 

В Мядельском районе вы можете обратиться за помощью:

1. Оказание социальной помощи. ГУ "Мядельский территориальный центр социального обслуживания населения" г.Мядель, ул. Нарочанская, 9, I этаж,  кабинет № 6, тел. 55355.

2. Наркологическая помощь в "УЗ Мядельская ЦРБ" осуществляется наркологическая помощь на АНОНИМНОЙ основе (ПЛАТНО): без постановки на учет, сообщения на работу, лишения водительских прав.


  

 

Наркологическая помощь

(АНОНИМНАЯ):

- консультация врача психиатра-нарколога;

-лечение алкоголизма;

-широкий спектр эффективных методов кодирования (алкоголь);

-снятие, усиление любого кода;

-внутривенная и внутримышечная подшивка антиалкогольных препаратов;

-лечение неврозов, тревог, депрессий.

Наш адрес: г. Мядель

ул. Коммунистическая 23, каб. 503

Тел.: 8 (01797) 59 3 81.

понедельник-пятница с 8.00 до 16.00

 

 

3. Психотерапевтическая помощь. Депрессии, зависимости, страхи, невротические расстройства, семейные проблемы, проблемы с общением и построением личных отношений, преодоление напряжения в отношениях "отцов и детей", укрепление и гармонизация супружеских пар – лишь некоторая часть возможных показаний для психотерапии. Психотерапевтическая помощь также эффективна и в случае большинства психосоматических заболеваний.

Психологическую и психотерапевтическую помощь можно получить в психотерапевтическом кабинете

УЗ "Мядельская ЦРБ" №318.

Психотерапевтическая помощь:

-помощь в кризисных ситуациях;

-эмоциональные, личностные, психосоматические   проблемы;

-неврозы, страхи, агрессия,зависимости;

-депрессия, панические атаки, тревога, расстройство адаптации;

-сложные семейные ситуации;

-нарушение межличностных взаимоотношений;

За помощью можно обратиться

понедельник-пятница с 8.00 до 16.00

4. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ (КРУГЛОСУТОЧНО)

- для взрослого населения    8017 290 44 44

- для детей и подростков      8017 315 00 00

5. Отдел образования Мядельского райисполкома: 222397 г.Мядель, пл.Шаранговича, 2

Тел/факс: 8(01797)55-310

Адрес эл.почты: roo@myadel.edu.by

5. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь: http://pravo.by/

6. Детский правовой сайт: http://mir.pravo.by

На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Вместе с тем следует создавать подростковые клубы и иные объединения для проведения полноценного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т.д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.

Медико-психолого-педагогическую помощь можно получить также по "телефонам доверия", в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин и детей, детских поликлиниках и больницах. Зачастую пострадавшему ребенку требуется не только социально-педагогическое сопровождение, но материальная поддержка, так как возникает целый комплекс социальных проблем. В этом случае профессиональную поддержку детям оказывают специалисты секторов по охране детства при исполкомах, сельских и поселковых советах.