23.12.2024
Путешествие по страницам познавательно-игрового журнала “Юный спасатель”
20.12.2024
Общешкольное родительское собрание
20.12.2024
профориентационная встреча
06.01.2025
Неделя профилактики алкогольной зависимости
03.01.2025
Новогодняя благотворительная акция "Наши дети"
20.12.2024
Неделя профилактики детского травматизма
Памятка: "Профориентация в школе"
Никто не будет спорить с утверждением, что одной из самых главных проблем современного человека является проблема выбора. Нам приходится выбирать постоянно: сегодняшнее общество построено на многообразии и вариативности. Есть ситуации, когда ошибка в выборе будет иметь далеко идущие последствия и может отразиться на всей дальнейшей жизни. Одна из таких ситуаций: определение человеком своего дела, или профессии.
Сегодняшним молодым людям очень сложно. Им приходится выбирать из большого числа современных специальностей
Конечно, не существует какого-то абсолютно надежного и верного способа определения склонностей и способностей человека и соответствующего им способа заработка. Но есть ряд факторов, которые следует учитывать, и ряд советов специалистов, которые помогут молодым людям свести вероятность ошибки к минимуму.
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, специалисты делят на три группы:
-незнание самого себя;
-незнание мира профессий;
-незнание правил выбора профессии.
Как же избежать ошибок и принять окончательное и, главное, верное решение?
Чтобы познать самого себя, вам необходимо изучить:
- Свое здоровье
-Интересы и склонности
- Способности, знания и умения
Некоторые человеческие особенности, например, интересы или склонности, характеризуются непостоянством, изменчивостью. Но существует другой тип индивидуальных характеристик. Они довольно устойчивы, и изменить их практически нельзя. Их влияние очень ощутимо в деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. К ним относятся, например, черты, связанные с индивидуальными особенностями нервной системы. Чтобы разобраться с тем, какими психофизиологическими и психологическими качествами обладает человек, сегодня существуют различные диагностические методики.
Информацию можно получить из специализированной литературы, СМИ, Интернета. Кроме того, вы можете побеседовать со следующими людьми:
психологами-профконсультантами,
школьным психологом,
преподавателями профессиональных учебных заведений,
школьными учителями,
специалистами тех профессий, которые Вас интересуют,
родителями, родственниками и знакомыми.
Семь шагов к взвешенному решению:
1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии.
Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Официальные сайты о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории |
||
1. |
Министерства образования Республики Беларусь |
www.minedy.unibel.by |
2. |
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь |
www.mintrud.gov.by |
3. |
Национального института образования |
www.adu.by |
4. |
Академии последипломного образования |
www.academy.edu.by |
5. |
Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь |
www.giac.unibel.by |
6. |
Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи |
www.repom.edu.by |
7. |
Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте |
http://www.abiturient.by |
8. |
Информация об учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения, вступительных испытаниях, адресах, телефонах ССУЗов |
http://www.tamby.info. Инфрмационный портал |
Психологические тесты на профориентацию
Один из вопросов, который становится перед одиннадцатиклассниками – что делать дальше, какую профессию выбрать. Большинство учеников еще в школе точно знают, чем будут заниматься после ее окончания. Но как быть с теми, кому только предстоит сделать выбор, как не ошибиться? Психологические тесты на профориентацию позволят с большой вероятностью определить ваш дальнейший профессиональный путь.
Психологи говорят, что школьное образование слишком мало внимания уделяет такому вопросу как профессиональная ориентация. Многие старшеклассники до самого окончания школы не могут определиться со своими планами на дальнейшее обучение и освоение профессии. А ведь именно выбор профессии является первым, самым серьезным выбором в жизни любого человека, который влияет на его дальнейшую судьбу.
Способы выбора профессии
Многие школы для учеников старших классов проводят психологические тесты на профориентацию, которые, позволят им определить направление по специальности. Психологический тест на профессию можно провести самостоятельно.
Основные методики выбора профессии
· Матрица профессий
· Профессиональные намерения
Тест на выбор профессии может вас разочаровать. При тестировании учитываются ваши общие способности и предпочтения. Но все очень индивидуально. При выборе профессии необходимо брать в расчет несколько факторов:
1. Ваши личные предпочтения,
2. Сфера ваших интересов,
3. Возможность получения выбранной профессии в ВУЗе,
4. Успеваемость по необходимым предметам и дисциплинам.
Чем раньше школьник начнет посещать дополнительные занятия по дисциплинам, которые ему пригодятся в учебном заведении, тем лучше и быстрее он начнет ориентироваться в азах выбранной профессии.
Выбор учебного заведения
Определившись с профессией, перед школьником стоит задача выбрать то учебное заведение, которое готовит лучших специалистов в выбранной профессиональной сфере. Ознакомьтесь с факультетом, на который собираетесь поступать. Уделите внимание дисциплинам. Если по некоторым из них у вас есть белые пятна, начинайте как можно раньше подготовку к их устранению. Главное, чтобы выбранная вами специальность не только смогла приносить вам доход, но и приносила удовольствие.
После того как вы уверенно определились с будущей профессией, необходимо найти учебное заведение, которое лучше всего готовит специалистов данного профиля. При выборе ВУЗа ознакомьтесь с составом преподавателей, общими сведениями об учебном заведении, его рейтинге среди других учебных заведений и отзывами студентов, которое обучаются, или закончили данный ВУЗ. Во время ознакомления с отзывами, обратите внимание на то, какое там качество образования и, главное, какой процент трудоустройства по выбранной специальности. Каждое учебное заведение предлагает для своих абитуриентов подготовительные курсы. Данные занятия помогут пополнить прорехи в знаниях, и качественно подготовится к вступительным экзаменам. Благодаря посещению этих занятий, вы сможете познакомиться с частью преподавательского состава, а также ознакомится с методикой преподавания в выбранном ВУЗе.
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (разработан профессором В.Б. Успенским).
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами "да" или "нет".
1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
2. Основной мотив выбора- материальные интересы.
3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
5. Вы выбираете место работы( учебы) потому, что оно недалеко от дома.
6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты…
7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Не важно кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
18. Главное в выборе профессии- возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверенны, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова "хочу".
Обработка и интерпретация результатов. Поставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
5 |
7 |
9 |
8 |
10 |
11 |
13 |
12 |
15 |
16 |
18 |
17 |
21 |
19 |
24 |
20 |
|
22 |
|
23 |
|
Подсчитайте в первом столбце сумму ответов "да", во втором- сумму ответов "нет". Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале: 0-6 баллов- неготовность; 7-12 баллов- низкая готовность; 13-18 баллов- средняя готовность; 19-24 балла- высокая готовность.
Методика профессионального самоопределения
Дж. Голланда (Тест Голланда).
Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж Голландом. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации . Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.
Методика профессионального самоопределения
Дж. Голланда (Тест-опросник Холланда):
Инструкция к методике Голланда.
Вам предлагается 43 пары профессий, причем каждой паре Вы обязаны выбрать одну: наиболее желательную или наименее "противную".
№ |
Вариант А |
Вариант Б |
1 |
Автомеханик |
Авиаконструктор |
2 |
Егерь |
Интервьюер |
3 |
Кондитер |
Делопроизводитель |
4 |
Пасечник |
Администратор |
5 |
Радиооператор |
Актер |
6 |
Астроном |
Гид-экскурсовод |
7 |
Бактериолог |
Корректор текстов |
8 |
Зоолог |
Брокер |
9 |
Минеролог |
Актер цирка |
10 |
Гувернантка |
Работник архива |
11 |
Священник |
Глава администрации |
12 |
Консультант по профориентации |
Драматург |
13 |
Финансовый контролер |
Директор |
14 |
Шифровальщик |
Искусствовед |
15 |
Директор магазина |
Композитор |
16 |
Горный инженер |
Биофизик |
17 |
Животновод |
Репетитор |
18 |
Маляр |
Составитель каталогов |
19 |
Охотовед |
Директор рынка |
20 |
Электротехник |
Карикатурист |
21 |
Биолог |
Семейный врач |
22 |
Вирусолог |
Контролер-кассир |
23 |
Генетик |
Менеджер |
24 |
Гидробиолог |
Писатель |
25 |
Воспитатель детского сада |
Чертежник |
26 |
Инструктор по плаванию |
Начальник отдела сбыта |
27 |
Медицинская сестра |
Манекенщица |
28 |
Наборщик типографии |
Оптовый торговец |
29 |
Переписчик нот |
Музыкальный аранжировщик |
30 |
Начальник стройки |
Музыкант-исполнитель |
31 |
Машинист тепловоза |
Инженер-исследователь |
32 |
Портной |
Консультант службы знакомств |
33 |
Рулевой-моторист |
Регистратор |
34 |
Штукатур |
Предприниматель |
35 |
Садовник |
Танцор |
36 |
Редактор научного журнала |
Учитель |
37 |
Физик-теоретик |
Копировальщик чертежей |
38 |
Ихтиолог |
Президент банка |
39 |
Ученый-теоретик |
Художник по интерьеру |
40 |
Преподаватель ин. яз. |
Контролер качества продукции |
41 |
Тренер по лечебной физкультуре |
Снабженец |
42 |
Социальный работник |
Художник-мультипликатор |
43 |
Продюсер телевидения |
Режиссер |
Ключ к тесту Дж Голланда.
Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.
Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А
Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.
Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.
Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.
Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.
За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.
Обработка результатов теста Дж. Голланда.
Во втором варианте необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа – это 15) и умножьте на 100%.
Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.
Интерпретация результатов теста на профориентацию Дж. Голланда.
Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.
Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.
Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.
Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.
Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.
Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.
Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.
Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.
Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.
Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.
Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.
Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.