23.12.2024
Путешествие по страницам познавательно-игрового журнала “Юный спасатель”
20.12.2024
Общешкольное родительское собрание
20.12.2024
профориентационная встреча
06.01.2025
Неделя профилактики алкогольной зависимости
03.01.2025
Новогодняя благотворительная акция "Наши дети"
20.12.2024
Неделя профилактики детского травматизма
Инновационный проект
В 2024–2027 годы школа будет работать над инновационным проектом:
Работа с субъектами инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году
Учебные задания, преимущественно направленные на формирование потребности в физкультурных знаниях
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Инновационный проект
"Внедрение модели тьюторского сопровождения
исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования"
Сроки реализации: 2017 – 2020
Консультант:
Семёнова Наталия Акимовна, методист высшей квалификационной категории отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО "Академия последипломного образования".
Руководитель проекта:
Криштафович Геннадий Викторович, директор государственного учреждения образования "Нарочская средняя школа №2".
Координатор инновационного проекта:
Сивакова Светлана Ивановна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения "Нарочская средняя школа №2".
Цель инновационного проекта: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровождения в процессе взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования
Задачи:
1. Разработать и реализовать управленческие механизмы внедрения модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством создания и организации работы тьюторского клуба.
2. Обеспечить психолого-педагогические и материально-технические условия для проведения исследовательской деятельности учащимися.
3. Разработать индивидуальные программы исследовательской деятельности учащихся и обеспечить тьюторское сопровождение их реализации.
4. Повысить профессиональную компетентность педагогов посредством организации постоянно действующего семинара, исследовательской деятельности в рамках инновационного проекта, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.
5. Сформировать, обобщить и распространить эффективный инновационный опыт работы в массовую педагогическую практику.
Аналитическая информация по итогам работы первого года реализации проекта
В состав тьюторского клуба вошли преподаватели УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка": кандидат филологических наук Сержант Н.Л., доцент кафедры естественно-научных дисциплин Свирид А.А., доцент кафедры географии и методики преподавания географии Андреева В.Л., заведующий кафедрой истории белорусских и славянских народов, кандидат исторических наук, доцент Великий А.Ф. Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся с привлечением ресурсов учреждения высшего образования позволило организовать более продуктивную, результативную работу по теме исследования, в частности при разработке индивидуальной образовательной программы и непосредственно при работе над исследованием. Учащиеся получали консультативную помощь при личном общении и при общении посредством сети Интернет от тьюторов из УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка".
С целью оказания помощи педагогам в реализации инновационного проекта в 2017/2018 учебном году было организовано проведение:
- инструктивно-методического совещания с учителями по определению тематики индивидуальных образовательных маршрутов на 2017/2018 учебный год;
- педагогического совета "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога";
- занятий постоянно действующего семинара.
Педагогами с тьюторской позицией проводились мини-исследования в рамках инновационного проекта, велась работа по накоплению методических материалов для организации системы тьюторского сопровождения в соответствии с темой исследования.
В ходе тьюторского сопровождения педагогами созданы условия для выявления, реализации и осмысления учащимися своего познавательного интереса. Выполнение плана сопровождения исследовательской деятельности учащихся и фиксация его результативности в дневниках в соответствии с критериальной базой инновационного проекта обеспечило планомерное развитие исследовательской деятельности учащихся и реализацию индивидуальной образовательной программы.
Педагоги-тьюторы использовали различные формы работы с тьюторантами: тьюториалы, семинары (Романькова Е.М., Ковалева Р.Р.), тренинги, занятия по подготовке к олимпиадам по учебному предмету (Радевич В.Ф., Романькова Е.М.), индивидуальные и групповые консультации, включение в различные виды публичных презентаций (исследовательские конкурсы и конференции, предметные недели и др. (Прокоп Т.В., Романькова Е.М., Ковалева Р.Р., Радевич В.Ф.).
Обязательным фактором в реализации инновационного проекта стало обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе движения по индивидуальной образовательной программе, которое осуществлялось педагогом-психологом учреждения образования Е.В.Корытько . В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности проведена психодиагностика индивидуальных особенностей учащихся-тьюторантов, значимых в процессе их движения по индивидуальной образовательной программе (сентябрь, март), тестирование, анкетирование, консультации и занятия с элементами тренинга.
Исследование проводилось по следующим направлениям:
мотивация учащихся к исследовательской деятельности (Диагностика структуры учебной мотивации (М.В. Матюхина));
мотивация учащихся к исследовательской деятельности, культура исследовательской деятельности учащихся (Анкета "Диагностика мотивов исследовательской деятельности".);
культура исследовательской деятельности учащихся (Тест "Самооценка" (Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480));
способность к генерированию новых идей (Методика "Креативность личности" Д. Джонсона);
изучение удовлетворения образовательных запросов учащихся (Анкета "Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения").
В исследовании приняло участие 6 учащихся.
В рамках психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы с учащимися-тьюторантами проведены:
- 4 тренинговых занятий из цикла "Формула успеха" с целью развития у тьюторантов познавательной сферы, стрессоустойчивости, уверенности в себе для развития коммуникативных умений, направленных на расширение возможностей установления контакта, развитие способности к эмпатии, навыков эффективного слушания и убедительной речи, профессионального становления.
В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся-тьюторантов педагогом-психологом сформирован банк форм и методов работы с учащимися, в который включены психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей учащихся.
В 2017/2018 учебном году проводилась просветительская работа с родителями учащихся-тюторантов: групповые консультации "На пути к профессиональному становлению" (октябрь 2017г.), "Какие трудности испытывает учащийся при изучении учебных предметов на повышенном уровне" (ноябрь 2017г.), "Развитие стрессоустойчивости как способ психологической поддержки одаренного ребенка" (декабрь 2017г.).
Педагогами-тьюторами совместно с педагогом-психологом, учащимися и их родителями на основе проведенных диагностик, анкетирования и собеседований были разработаны индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся, которые нашли своё отражение в индивидуальных образовательных программах учащихся.
На протяжении 2017/2018 учебного года проводилось индивидуальное консультирование родителей учащихся по интересующим их вопросам, что позволило обеспечить взаимодействие тьютора с близкими людьми учащегося-тьюторанта, оказывающими влияние на его психологический комфорт.
Просвещение родителей позволило включить их в инновационную работу, способствовало созданию поддерживающей среды в семьях учащихся-тьюторантов.
Следует отметить, что мероприятия плана и программы инновационного проекта на 2017/2018 учебный год были реализованы в полном объеме. В связи с этим можно говорить о сбалансированности реализованных мероприятий в соотношении с целями и задачами этапов программы.
Календарный план инновационной деятельности на 2017/2018 учебный год выполнен. Проведенные мероприятия спрогнозировали положительный результат по всем показателям в соответствии с поставленными задачами.
Аналитическая информация по итогам второго года реализации инновационного проекта
Реализация проекта в 2018/2019 учебном году осуществлялась согласно разработанной комплексно-целевой программе и календарному плану. Использование ресурсов учреждения образования и сотрудничество с учреждениями высшего образования позволило реализовать все запланированные мероприятия.
В ходе реализации инновационного проекта разработана локальная документация, проведен анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов, продолжено сотрудничество с преподавателями УО "БГПУ им. М.Танка", установлено сотрудничество с преподавателями УО "БГУФК", УО "БГУ", что позволило решить задачу создания управленческого механизма, организации и продуктивной работы тьюторского клуба "Олимп" из числа членов научного общества учащихся и преподавателей учреждений высшего образования. В состав тьюторского клуба вошли преподаватели УО "БГПУ им. М.Танка": кандидат филологических наук, доцент Сержант Н.Л., доцент кафедры общей биологии и ботаники Свирид А.А., заведующий кафедрой белорусской и зарубежной литературы, кандидат филологических наук, доцент Говзич И.Н., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и методики преподавания физики Саечников К.А.; УО "БГУФК": заведующий кафедрой непрерывного образования в спорте и туризме, кандидат географических наук Озем Г.З.; УО "БГУ": кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Белоруссии древнего времени и средних веков Любый А.В. При участии тьюторов из учреждений высшего образования в инновационном проекте были разработаны индивидуальные образовательные программы и индивидуальные программы исследовательской деятельности. Тьюторы были определены в соответствии с направлениями исследований тьюторантов, что позволило обеспечить качественное сопровождение исследовательской деятельности посредством индивидуальных тьюторских консультаций.
С целью оказания помощи педагогам в реализации инновационного проекта в 2018/2019 учебном году было организовано проведение: инструктивно-методического совещания с учителями по определению тематики индивидуальных образовательных маршрутов на 2018/2019 учебный год; педагогического совета "Компетентностный подход в образовании – модный термин или требование времени, возможность повышения уровня качества образования"; совещание при директоре "О выполнении Календарного плана реализации инновационного проекта"; занятий постоянно действующего семинара.
Педагогами с тьюторской позицией проводились мини-исследования в рамках инновационного проекта, велась работа по накоплению методических материалов для организации системы тьюторского сопровождения в соответствии с темой исследования.
В ходе тьюторского сопровождения педагогами созданы условия для выявления, реализации и осмысления учащимися своего познавательного интереса. Выполнение плана сопровождения исследовательской деятельности учащихся и фиксация его результативности в дневниках в соответствии с критериальной базой инновационного проекта обеспечило планомерное развитие исследовательской деятельности учащихся и реализацию индивидуальной образовательной программы.
Обязательным фактором в реализации инновационного проекта стало обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе движения по индивидуальной образовательной программе. В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности проведены психодиагностика индивидуальных особенностей учащихся-тьюторантов, значимых в процессе их движения по индивидуальной образовательной программе (сентябрь, март) по различным направлениям, тестирование, анкетирование, консультации и занятия с элементами тренинга. Исследование учащихся-тьюторантов позволило отследить динамику уровня развития культуры их исследовательской деятельности. В рамках психолого-профилактической и коррекционно-развивающей работы с учащимися-тьюторантами проведены тренинговые занятия из цикла "Формула успеха" с целью развития у тьюторантов познавательной сферы, стрессоустойчивости, уверенности в себе для развития коммуникативных умений, направленных на расширение возможностей установления контакта, развитие способности к эмпатии, навыков эффективного слушания и убедительной речи, профессионального становления.
В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся-тьюторантов педагогом-психологом сформирован банк форм и методов работы с учащимися, в который включены психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей учащихся.
На протяжении 2018/2019 учебного года с законными представителями учащихся-тюторантов проводилась просветительская работа (групповые консультации "На пути к профессиональному становлению", "Какие трудности испытывает учащийся при изучении учебных предметов на повышенном уровне", "Развитие стрессоустойчивости как способ психологической поддержки одаренного ребенка"), осуществлялось их индивидуальное консультирование по интересующим вопросам, что позволило обеспечить взаимодействие тьютора с близкими людьми учащегося-тьюторанта, оказывающими влияние на его психологический комфорт. Просвещение законных представителей позволило включить их в инновационную работу, способствовало созданию поддерживающей среды в семьях учащихся-тьюторантов.
Педагогами-тьюторами совместно с педагогом-психологом на основе проведенных диагностик, анкетирования и собеседований были разработаны индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся, которые нашли своё отражение в индивидуальных образовательных программах учащихся, что позволило создать благоприятный морально-психологический климат для каждого тьюторанта.
Следует отметить, что мероприятия плана и программы инновационного проекта на 2018/2019 учебный год были реализованы в полном объеме. В связи с этим можно говорить о сбалансированности реализованных мероприятий в соотношении с целями и задачами этапов программы. Календарный план инновационной деятельности на 2018/2019 учебный год выполнен. Проведенные мероприятия спрогнозировали положительный результат по всем показателям в соответствии с поставленными задачами.
Анализ деятельности по реализации инновационного проекта "Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования" в 2018/2019 учебном году позволяет сделать следующие выводы: в учреждении образования созданы условия для эффективной реализации инновационного проекта; организация деятельности тьюторского клуба, психолого-педагогическое сопровождение помогли в социализации, освоении исследовательской деятельности, учебного и дополнительного материала, обеспечили повышение результатов участия в различного уровня олимпиадах, конкурсах; расширены научно-методологические основы организации образовательного процесса за счёт раскрытия сущности технологии тьюторского сопровождения учащихся; наблюдался рост профессионального уровня педагогов, участников проекта, через освоение и внедрение модели сопровождения исследовательской деятельности учащихся; создана система тьюторского сопровождения учащихся как способа индивидуализации образовательного процесса.
Дальнейшая работа по реализации инновационного проекта позволит: дополнить модель тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования новыми компонентами и содержанием; совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения тьюторантов; педагогам-тьюторам совершенствовать свой профессиональный уровень через исследование возможностей тьюторского сопровождения, что даст возможность повысить качество образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся и трансляцию положительного педагогического опыта; учащимся, участникам инновационного проекта, совершенствовать навыки, умения анализировать свою деятельность, планировать будущее, делать обоснованный выбор, что особенно важно для учащихся выпускного класса.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности продолжения работы по реализации инновационного проекта в 2019/2020 учебном году.
Аналитическая информация по итогам реализации
инновационного проекта
В учреждении образования завершена реализация инновационного проекта "Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования" (сентябрь 2017 г. – май 2020 г.). С февраля 2020 года по май 2020 года реализовывался обобщающий этап, который предполагал систематизацию и обобщение эффективного инновационного опыта работы.
В результате внедрения модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования повысился уровень культуры исследовательской деятельности учащихся, а также всех субъектов образовательного процесса, четко просматривается мотивация и готовность к новому в педагогической деятельности. Четко видна готовность педагогического коллектива к реализации нового в педагогической практике, к реализации нового инновационного проекта.
Реализация инновационного проекта в учреждении образования осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими инновационную деятельность. В соответствии с приказом управления по образованию, спорту и туризму Мядельского райисполкома в учреждении образования ежегодно издавался приказ "Об организации инновационной деятельности", в котором была определена группа участников инновационной деятельности, определены направления деятельности, разработаны функциональные обязанности участников инновационной деятельности, предусмотрено материальное стимулирование участников инновационной деятельности. Коллегиально разработан пакет локальных документов: положение о тьюторском клубе, план работы тьюторского клуба, план проведения семинаров по освоению технологий тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся. Календарный план реализации инновационного проекта соответствует поставленным задачам проекта. В соответствии с целью и задачами работа осуществлялась по следующим направлениям: работа с педагогами, работа с учащимися, работа с родителями. Организовано психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности, скорректированы критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Планирование осуществлялось на основе продуктивного подхода и отвечало поставленным задачам.
Система управления инновационной деятельностью в учреждении образования разработана с учётом особенностей, характера инновационной деятельности, её специфики, что предусматривает организацию целенаправленной работы с учащимися в рамках реализации инновационного проекта.
Созданный механизм управленческой деятельности базируется на основе современных управленческих принципов коллегиальности и делегирования управленческих полномочий участникам инновационной деятельности: выработка решений в рамках проводимых семинаров, организационно-методических совещаний, определение тем и задач педагогических исследований.
Ведущей формой контроля управленческой деятельности являлся самоконтроль. Использовались такие формы управленческих мероприятий, как методический совет, педагогический совет, на которых рассматривались вопросы, связанные с ходом выполнения календарного плана и промежуточными результатами инновационного проекта.
Возникающие риски мотивации и включения участников в инновационную деятельность решены посредством правильной организации управленческой деятельности. Такой продуктивный подход к организации работы по инновационному проекту позволил выполнить задачу по созданию управленческих механизмов в учреждении образования, осознанному включению педагогов в инновационную деятельность. Принятые организационно управленческие меры позволили продуктивно реализовать подготовительный, проектировочный этапы и целенаправленно работать по реализации технологического и обобщающего этапов инновационного проекта, своевременно проводить корректирующие действия. Инновационная деятельность способствовала формированию корпоративной культуры, повышению методологической грамотности педагогов.
Реализация проекта осуществлялась согласно разработанной комплексно-целевой программе и календарному плану. Работа педагогов, участников инновационного проекта, была направлена на достижение цели: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровождения в процессе взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования. Использование ресурсов учреждения образования и сотрудничество с учреждениями высшего образования позволило реализовать все запланированные мероприятия.
В рамках реализации инновационного проекта в течение 2017-2020гг. проведена работа по анализу и обобщению результатов инновационной деятельности:
- организовано методическое, психолого-педагогическое и материально-техническое сопровождение инновационной деятельности;
- разработаны индивидуальные программы исследовательской деятельности учащихся и обеспечено тьюторское сопровождение их реализации;
- разработано положение о тьюторском клубе и организована его работа;
- обеспечено методическое сопровождение образования и самообразования педагогов по теме инновационной деятельности.
Результаты проделанной работы свидетельствуют об актуальности и правильности выбора стратегии и тактики реализации работы над проектом.
Исследовательская деятельность повлияла на работу всего коллектива учреждения образования. Анализ деятельности по реализации инновационного проекта "Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования" позволяет сделать следующие выводы:
- в учреждении образования созданы условия для эффективной реализации инновационного проекта;
- разработаны и реализованы управленческие механизмы внедрения модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством создания и организации работы тьюторского клуба;
- организация деятельности тьюторского клуба, психолого-педагогическое сопровождение помогли в социализации, освоении исследовательской деятельности, учебного и дополнительного материала, обеспечили повышение результатов участия в различного уровня олимпиадах, конкурсах;
- расширены научно-методологические основы организации образовательного процесса за счёт раскрытия сущности технологии тьюторского сопровождения учащихся;
- повысилась профессиональная компетентность педагогов через освоение и внедрение модели сопровождения исследовательской деятельности учащихся, организацию постоянно действующего семинара, исследовательскую деятельности в рамках инновационного проекта, самообразование и другие формы непрерывного профессионального образования;
- создана система тьюторского сопровождения учащихся как способа индивидуализации образовательного процесса;
- родители учащихся более осознанно оценивают необходимость использования тьюторского сопровождения, понимают происходящие изменения в развитии универсальных учебных действий их ребенка;
- повысилось качество образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
- у учащихся, участников инновационного проекта, появились навыки и умения анализировать свою деятельность, планировать будущее, делать обоснованный выбор, навыки самообразования и саморазвития, что особенно важно в осознанном профессиональном выборе;
- систематизирован и обобщен материал для дальнейшего использования как обучающего ресурса членов педагогического коллектива.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация инновационного проекта "Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования" вызывает положительные изменения в качестве образовательного процесса, в формировании культуры исследовательской деятельности учащихся.
Результаты инновационной деятельности оказались гораздо шире запланированных и позволят обеспечить научно-методическое, информационное, организационно-методическое сопровождение процесса развития культуры исследовательской деятельности учащихся.